Тонкости освоения новых территории Гран-при Европы

Гран-при Европы, который в этом сезоне проходил в Азербайджане, на городской трассе Баку, уже стал историей, и описывать перипетии борьбы на нем большого смысла нет. Здесь интересно другое: насколько готовы организаторы дебютных этапов «Формулы-1» и вся инфраструктура «Королевских гонок» к освоению новых территорий. В этом контексте становится особенно важной работа тех, чья продукция является единственным связующим звеном болидов с трассой. Это о компании Pirelli…

ДЕЛА МИНУВШИХ ДНЕЙ

Согласитесь, потрясающе красиво! Гран-при Европы удался со всех точек зрения.

К гонке в Баку команды готовились по-разному. Кто-то старательно откатывал новую трассу на симуляторах, кто-то, за неимением оных, возлагал особые надежды на первые свободные тренировки. Льюис Хэмилтон, к примеру, отметил, что работе на симуляторах, сколь бы хороши они ни были, он не уделяет особого внимания. А вот в Pirelli были бы рады получить как можно больше данных о трассе нынешнего Гран-при Европы. И специалисты спортивного подразделения компании, конечно же, посещали Баку еще задолго до гонки, но целый ряд важных для работы сведений смогли получить лишь накануне квалификации. Например, данные об абразивности асфальта, верхний слой которого был уложен всего за две недели до гонки. И тому были свои причины. В той части трассы, которая проходила по улицам Старого города, дорога вымощена брусчаткой. А поскольку этот район Баку находится под охраной ЮНЕСКО, то накануне гонки брусчатку необходимо было заасфальтировать, а после гонки слой асфальта снять. На трассе уже шли тренировки, а инженеры Pirelli, как в Баку, так и в Центре исследований и разработок в Милане, продолжали сбор данных для окончательных рекомендаций. Например, по столь важному параметру, как давление в шинах. Инженеры команд, используя методы цифрового моделирования, определили некие базовые настройки автомобилей, которые были скорректированы в ходе первых тренировок. Поэтому каких-то глобальных регулировок, например, изменения углов развала колес, специалисты Pirelli предложить им не могли. А вот по поводу рекомендованного давления споры были. Но спортивный директор Pirelli Марио Изола терпеливо объяснял: «У нас существует комплексный подход, благодаря которому мы и вырабатываем рекомендации для команд. Мы учитываем и скорости, и нагрузки, и данные о настройках шасси, полученные от команд, а компиляция всех данных позволяет нам определить уровень давления в шинах. Но здесь нужно учитывать, что и команды использовали предварительные, усредненные значения. После первых тренировок мы получили недостающие данные, и теперь сможем конкретизировать наши рекомендации». А в самом начале гоночного уикенда специалистам Pirelli довелось столкнуться с еще одной неожиданной проблемой. После заключительной свободной тренировки большинство пилотов, выступающих в серии GP2, вернулись в боксы с глубокими порезами на задних левых шинах автомобилей. Квалификационные заезды серии были остановлены, инженеры Pirelli в рамках стандартной процедуры сообщили об инциденте представителям FIA, а затем вместе с руководителем гонки Чарли Уайтингом отправились на инспекцию трассы. Как выяснилось, причина порезов была в болтах, используемых для крепления поребриков, установленных в местах поворотов.

Архитектор трассы Герман Тильке отмечал, что каждый из ее поворотов в той или иной степени повторяет уже известные трассы. Важно собрать все вместе

Что же касается самой гонки Гран-при Европы, то она, вне всякого сомнения, удалась (включая и организационные моменты). И не случайно Льюис Хэмилтон, для которого, кстати, уикенд в Баку складывался не лучшим образом, сравнил новую трассу с драгоценным камнем, о существовании которого никто даже не догадывался. А специалисты Pirelli и на этот раз с успехом приняли вызов, который им бросил новый объект в расширяющейся географии «Формулы-1».

БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТСЯ СЕГОДНЯ

Еще одним важным событием Гран-при Европы 2016 стало официальное сообщение о том, что компания Pirelli на ближайшие три года остается в чемпионате мира. «Договор о намерениях» был подписан достаточно давно, но именно накануне гонки в Баку он был подтвержден Международной автомобильной федерацией. Решение о пролонгации договора со стороны Pirelli было достаточно смелым шагом, так как 2017-й станет годом серьезных изменений в «Формуле-1». По мнению дизайнеров, внешний вид болидов станет более эстетичным, но не это является главной целью конструкторов: большинство изменений, вносимых в конструкцию шасси и аэродинамику, призваны увеличить прижимную силу, а значит, и скорость автомобилей. По расчетам, даже несмотря на прибавку в весе (автомобиль должен будет весить не менее 722 кг), новинки 2017 года смогут сбросить 4–5 секунд с круга. И в это увеличение скорости свою лепту должны внести и новые (как по размерам, так и по конструкции) шины, которые помогут пилотам отыграть около 2 секунд с круга. Ширина задних шин увеличится с 325 до 405 мм, а передних — с 245 до 305 мм. На 10 мм увеличится и диаметр новой шины. Это то, что касается размеров, но, как уже говорилось, специалистам Pirelli предстоит серьезная работа и над конструкцией шины, и над рецептурой резиновых смесей. На многочисленные вопросы журналистов о сроках готовности новых шин сами разработчики чаще всего называли август этого года, имея в виду, что уже тогда можно будет приступить к тестам реальных прототипов шин с командами, состав которых уже известен: Red Bull, Ferrari и Mercedes. На самом же деле работа над «шинами будущего» уже идет полным ходом. Мне довелось побывать в миланском Центре исследований и разработок Pirelli и там увидеть прообраз новых шин. Вот оно, будущее? Но сопровождавший меня инженер сразу разочаровал: мол, с точки зрения размеров они будут выглядеть подобным образом, но их «внутреннее» содержание точно будет другим. Пока здесь проходят статические испытания лишь некоторых решений, использованных в прототипах. А вот на мониторах компьютеров несколько изображений пятен контакта шины с дорогой. И шина это явно необычная… Колеса для «Формулы-1» образца 2017 года? Но и здесь разочарование. Да, это действительно «формульная» шина, но нынешнего года, а картинка так, демонстрационная. И распределение давления в пятне контакта той, экспериментальной, мне бы здесь точно не показали. Был у меня и еще один вопрос. Уже давно идут разговоры о переходе в «Формуле-1» на колесные диски большего диаметра. Правда, касается это, прежде всего, внешнего вида колеса. Может быть, стоило в новом техническом регламенте учесть и это замечание? Но инженеры Pirelli здесь согласны лишь в одном: шина «Формулы-1» с 13-дюймовым диском выглядит архаично. Действительно, все спорткары имеют красивые диски большого диаметра, обутые в низкопрофильные шины. Но это в большей степени компромисс между эстетикой и техническими кондициями. Что касается «Формулы-1», то здесь подобное невозможно, и пальма первенства однозначно отдается техническим характеристикам. А шина с высокой боковиной дает больше возможностей для работы над улучшением параметров. Но не факт, что такая ситуация сохранится надолго — нельзя исключать, что в ближайшем будущем диаметр колесных дисков для «Формулы-1» приблизится к диаметру шин коммерческих.

Здесь важен еще и такой момент. По сути, продукция команды Pirelli должна соответствовать техническому заданию, а в роли заказчиков выступают Международная автомобильная федерация и команды. Причем команды весьма требовательны к получаемому продукту, и сотрудникам Центра исследований и разработок Pirelli приходится постоянно работать над изменениями в технических характеристиках шин, при этом сохраняя почти нереальный компромисс: обеспечить соответствие техническим требованиям и улучшить эксплуатационные показатели, не ухудшив спортивную составляющую. Но сами инженеры Pirelli не считают подобный компромисс чем-то из ряда вон выходящим — они и здесь принимают вызов. А что касается новинок 2017 года, то сотрудники Pirelli жалеют лишь о том, что узнали о возможности введения нового регламента и направлении вектора развития «Формулы-1» лишь в 2015-м и поздно начали работу. Но в том, что новый проект получит успешное завершение, никто из них не сомневается — для них взгляд в будущее является ежедневной работой.

Марио Изола: «Главная наша проблема — дефицит времени для создания конструкции и проработки составов шин 2017 года

Триумфаторы первой гонки «Формулы-1» в Баку: Себастьян Феттель, Нико Росберг и Серхио Перес

Вот так будут выглядеть шины «Формулы-1» в 2017 году. Может быть, и дух гонок 70–80-х годов вернется?

В Pirelli продолжают изучать перспективы шин с посадочным диаметром 1 8 дюймов, но пока будут использоваться 13-дюймовые шины

Источник: 5koleso.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.