Что должен знать каждый водитель? Часть вторая. Высшее водительское мастерство.

Год назад я окончил курсы контраварийной подготовки в школе Высшего водительского мастерства. Статья привлекла к себе большое внимание, набрав более 50 000 просмотров и множество комментариев. Было очень много дискуссий на тему: нужны ли такие курсы или это все ерунда, трата денег и отлично ездить и так.

Подведя итоги, могу сказать, что лично мне такое обучение пошло на пользу. Пришло большее понимание автомобиля. На дороге я стал более дисциплинированным и безопасным для других участников движения. Теперь я всегда контролирую машину и не пытаюсь никому ничего доказать, не реагирую на неадекватных водителей и, самое главное, могу предсказать действия таких водителей. Другие по-прежнему считают, что пристегнутый ремень безопасности — это удел простых смертных, а двумя руками держат руль только ботаники.

С другой стороны, проводя достаточно много времени за рулем, могу отметить, что многие водители ездят безопасно. Исключением являются некоторые индивидуумы: чемпионы по шахматам, любители езды по обочине, запрещенным полосам, любители слепых и опасных обгонов, – полное отсутствие культуры вождения. Закономерно, последние и заканчивают свои жизни в глупых авариях, рискуя вашим здоровьем и здоровьем ваших близких.

Хорошо, давайте немного поговорим о безопасности. Какая может быть взаимосвязь между безопасностью и автоспортом? Настоящим, а не с уличным хулиганством, которое мы обычно видим на дорогах. Есть такое выражение, что чем больше в стране автоспорта, тем безопаснее на ее дорогах. Услышал я эту фразу от одного автоэксперта — Дмитрия Перлина. В подтверждение Дмитрий привел такую страну, как Финляндия. К примеру, за 2017 год на дорогах Финляндии погибло всего 210 человек. Для сравнения в Российской Федерации за аналогичный период погибло 19 088 человека. Конечно, не совсем корректно сравнивать голые цифры, но статистика по погибшим на 100 тыс. водителей у нас значительно выше.

Так как же им удалось достигнуть такого низкого показателя? Дело в том, что начинающие водители в автошколах там проходят совершенно другую подготовку, нежели в Беларуси или в России, где права и вовсе можно просто купить. В финских автошколах начинающие водители обучаются приемам контраварийной подготовки, есть специальная теоретическая часть. Получая права, водитель понимает физику машины и понимает, как не попасть в опасную ситуацию, а уж в случае чего, знает что делать. В конце концов, фины очень интересуются автоспортом и целыми семьями ездят на этапы по ралли. У нас же слово «гонщик» ассоциируют с чем-то негативным. Это из той истории, когда тонированная Приора начинает летать из ряда в ряд. Автоспортом и вовсе интересуются только энтузиасты, а болельщиками выступают в лучшем случае родственники или близкие друзья.

И вот я снова на учебной площадке. В этом году я решил перейти на новый качественный уровень вождения и отправился в школу контраварийной подготовки и записался на одноименный курс «Высшее водительское мастерство».

Немного о директоре школы. Сергей Олегович Овчинников, наверное, самый известный автоинструктор в Беларуси, инициатор развития автоспорта, чемпион РБ и еще БССР по многим дисциплинам. Организовал специализацию по спортивно-педагогической деятельности в белорусском государственном университете физической культуры и является там старшим преподавателем.

На курс в основном записываются ученики, которые уже имеют базовую подготовку и понимают, чем отличается рулевое колесо от запасного. Как правило, машины, на которых проходят занятия, тоже необычные, хотя встречаются и гражданские Kia Rio или даже универсалы).

Занятия традиционно делятся на две части: теоретическая подготовка и практическая. Теория – важная основа в любом деле, особенно в вождении. Гонщик должен обладать всем набором инструментов для управления машиной и уметь применять их в каждой конкретной ситуации. Гонщик должен уметь «читать» гоночную трассу и строить оптимальные траектории. Именно этому нас и учили. Не забывали мы и про моторику рук и ног. Это тоже важная часть, поэтому каждое занятие сопровождалось тренировкой техники руления на тренажере.

Не хочу вас утомлять теорией, давайте перенесемся на полигон. Здесь проходила отработка приемов, которые мы разбирали на теоретическом курсе. Особенно мне понравилась работа с весом авто. С помощью различных манипуляций педалей или руля, можно перемещать вес авто на переднюю или заднюю ось, на левую или правую, а при необходимости и на одно колесо.

Дело в том, что большинство автомобилей страдают недостаточной поворачиваемостью и, чтобы быстро ехать на гоночной на трассе, важно уметь работать с весом машины. В некоторых поворотах нужно перенести вес на переднюю ось для того, чтобы исключить снос. Это можно сделать как минимум двумя способами: контррулением и загрузкой оси педалью тормоза. В первом случае руль поворачивается в противоположную повороту сторону, а затем, резко возвращается в нужном направлении. Таким образом мы раскачиваем машину и переносим вес на нужные нам колеса.

Второй способ более сложный и выполняется с помощью педали тормоза. Почему более сложный? Торможение выполняется левой ногой, а она, как известно, привыкла только выжимать сцепление. Это если вы ездите с механической КПП, то на «автомате» она и вовсе ничего не делает и забывает как нажимать на педали. Так вот, достаточно сложно натренировать левую ногу, чтобы с ювелирной точностью нажимать столько, сколько нужно. Этот прием очень важный и помогает значительно быстрее ехать по гоночной трассе.

Практически все медленные трассы проезжаются с помощью данного приема, что позволяет ехать быстрее соперников и показывать хорошее время круга.

Дальше мы тренировали еще множество приемов, которые могут пригодится не только в гонках, но и на дорогах общего пользования. Взять даже переключение передач. Насколько у вас хорошо и незаметно получается переключаться на пониженные передачи: с 5 на 4, с 4 на 3 или с 3 на 1? А если это делать с одновременным торможением? В гонках пилот при торможении пяткой или краем стопы нажимает на педаль газа, таким образом задействует две педали одной ногой. Это нужно, чтобы сделать «перегазовку» и синхронизировать валы в коробке передач для четкого включения пониженной передачи. Таким образом, переключение получается точным и плавным.

С помощью всех этих инструментов машину получается водить комфортнее, экономичнее и безопаснее! И я сейчас не обязательно про трек. Некоторые из приемов можно использовать и при обычной езде.

В дальнейшем предстоит множество тренировок, чтобы довести все до автоматизма. Все-таки нелегкое это дело — водить машину, а водить машину быстро — еще сложнее. В подтверждение приведу всем знакомое видео Айртона Сенны, где тот тестирует на треке Honda NSX:

Год назад, моей целью было попасть в автоспорт и знаете что? Я пришел к своей цели! В этом году я принимаю участие в чемпионате Республики Беларусь по Time Attack и не собираюсь на этом останавливаться. Теперь моя цель — выиграть чемпионат. Только победа! Только вперед!)

Друзья, желаю вам и вашим близким безопасных дорог. Берегите себя и будьте культурными! И учиться никогда не поздно. Какой бы не был стаж или какими бы профессионалами вы себя не считали, всегда есть куда расти) Удачи!

Текст: Евгений Якута Фото: Александр Зайцев

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.