Во все тяжкие: школа вождения Subaru

Знаете ли вы все возможности своего (особенно, нового) автомобиля с повышенным клиренсом и полным приводом, если вы — не автоинженер, не прожженный автолюбитель с кипой журналов "За рулем" 80-х годов, не автожурналист и, на крайний случай, не автоблогер?
Допустим, что знаете, понимаете и осознаете.

Тогда другой вопрос: готовы ли вы пуститься во все тяжкие на своём родном, дорогом (причём, зачастую в прямом смысле этого слова), "масловом" автомобиле?
Допустим, что… нет. Потому что червячок сомнения сидит где-то глубоко в мозгу или поджелудочной и копошится там, разводя панику: а если., а может быть…, а вдруг… Ну так попробуйте!

Скажу сразу, сдуру можно… и раму на УАЗе погнуть, а на более чувствительных машинах с тонкой душевной организацией и до точки невозврата недалеко: перегреть (мотор, вариатор, мозги), сломать (бампера, пороги), пробить (подвеску, радиатор, картер) и ждать эвакуатора до следующего утра, продрогнув в степи или на болоте.
На днях мне удалось посетить алматинскую школу вождения Subaru — бренда, известного своими оппозитными моторами (особое назначение которых как-то затруднились объяснить сами японцы), симметричным полным приводом и повышенным дорожным просветом. Армия поклонников "Плеяд" сейчас должна аплодировать, подпрыгивая, ведь я, BMWист до мозга костей, буду хвалить Subaru.

А хвалить, между тем, есть за что. На внедорожном полигоне меня ждали три автомобиля — XV, обновлённый Outback и Forester, к сожалению, пока ещё не новый. Возможности "Аута" на дорогах и вне их я представляла себе более чем отлично: наша "Кругосветка по горным озерам Заилийского Алатау" на нем ещё летом расставила все точки над i.

XV — заранее отнесла к более городским Subaru с примерно такими же возможностями, что и старшего брата.
А вот Forester интересовал, тем более, что для него была подготовлена самая сложная трасса с учётом клиренса в 220 мм и более коротких, чем на "Ауте", свесов.

Cпециальная грунтовая трасс расположилась на на месте бывшего автокроссового трека – здесь и перепады высот, и крутые повороты, и связки виражей… Добавились к ним участки с песком, раскатанной грязью, колеи, ямы для проверки диагонального вывешивания, горки и спуски – все то, где Subaru может действительно быть королем и что не слишком далеко от реальности. Такие «препятствия» легко можно встретить, отправляясь на рыбалку или охоту.

— Поехали? — улыбается Владимир Бородин, чемпион Казахстана по ралли, заядлый субарист и просто крутой пилот.
Как-то лет 8 назад я брала уроки экстремального вождения у Владимира — тогда мы гоняли на стоковой "Импрезе" 95-го года, на ручке и с 1.6-литровым мотором под капотом — учились сносам и заносам, траектории, корректному обращению с газом и тормозом. Уроки Владимира до сих пор крепко сидят в голове и дарят похвалы от финнов после прохватов по кольцу ледяного озера за полярным кругом. А похвалу от финских гонщиков, сами понимаете, надо заслужить.
И вот дежавю: я — за рулём, Бородин — рядом, только теперь меня труднее удивить.

Для начала — разминка: крутой подъем (чуть-чуть и упремся бампером) и спуск с него при помощи вспомогательных электронных систем. Я, как и сам Бородин, не сторонник всех этих электронных помощников, но школа заточена на обычных людей, которых легко напугать и сбить с толку за рулём любой нестандартной ситуацией. И они будут упорно тормозить в пол на скользком спуске, блокируя колеса, ставя машину боком или вовсе разворачивая ее… И никакие системы уже не помогут, не успеют.
Электроника же даёт возможность меньше думать, а, следовательно, ошибаться по неопытности. Она сама будет аккуратно подтормаживать на спуске, не давая автомобилю стать неуправляемым. Водителю нужно лишь рулить. И не зевать — от ям или камней система вас не убережет.

Дальше по курсу — огромные ямы.
— Ему не пройти, — вопросительно смотрю на Бородина, но тот машет рукой, мол, вперёд.
Аккуратно опускаюсь в первую яму правым передним колесом — заднее левое повисает в воздухе. Классика. Ровный газ, и под скрежет внедорожного ассистента X Mode "Форь" медленно переваливается в следующую яму. И так 5 раз к ряду.

Конечно, скажете вы, это же учебный полигон и здесь все выверено до сантиметра. Соглашусь, здесь нет убийственных и непреодолимых ям или адового бездорожья, но машины работают на пределе своих возможностей. Например, в этой череде диагоналей при неправильном обращении с газом и тормозом можно легко раскачать автомобиль и вогнать его бамперами в землю или посадить на брюхо. Тоже классика "оффроуда".

Владимир Бородин: «Если у вас на пути глубокие ямы, нужно проезжать их максимально аккуратно, чтобы подвеска не сжалась и не клюнула бампером (а свесы у субару всем известны своей длиной). Та же схема при спуске – не бросайте машину на препятствие, дайте ей аккуратно его пройти. На диагональном вывешивании действуют те же правила – малый газ, чтобы не допускать раскачки и не задевать землю порогами, днищем и свесами, а также не дать машине войти в резонанс».

Диагональ пройдена без потерь. За ней — грязевой участок, место, где полный привод, электроника во главе с X Mode работают на всю катушку. Главное, как в том анекдоте, не бояться и не бросать газ.

Владимир Бородин: «Подъехал к сложному участку, включил режим X Mode, нажал на газ. Машина буксанула – держи газ. Электроника уведет момент на те колеса, которые стоят жестко, увеличит обороты двигателя и автомобиль спокойно пройдет препятствие. Не надо показывать свое «мастерство», только работа газом – максимально стабильно".

Так и делаем. Forester, что твоя хрюшка, с большим удовольствием возится в грязи на ровном газу и берет препятствие ходом. Но стоит замешкаться, сбросить темп и дать грязи затянуть автомобиль в себя, идти вам за лопатой или автомобилем с лебедкой (хорошо, что недалеко, ведь Forester — это все же не столь крутой внедорожник).

Дальнейшие испытания были не столь впечатляющие: испытание (и осознание наличия) горного тормоза, песочек, брод (основной урок — не дать машине захлебнуться, аккуратно гонять волну перед собой) — все это не в новинку мне. Но…

Почти одновременно со мной ту же трассу закончила женщина-клиент, и вот её мнение было мне особенно интересно, ведь в нем не могло быть того лёгкого цинизма и некоторой искушенности, которая появляется за много лет работы с автомобилями.
Она же пребывала в полнейшем восторге: за несколько лет на Subaru она так и не решилась попробовать его в деле. К слову, женщина не решилась преодолеть все участки за рулём, в самых сложных местах её вёз инструктор. Но и этого было достаточно.
К её восторгу по мере обсуждения добавилось и неудержимое желание пройти эту трассу самой да на собственном автомобиле. Но Бородин удержал её.

Записывайте ещё один совет в копилку (причём, он относится ко всему на свете, а не только к Subaru).
Чтобы отработать один из навыков непрофессионалу нужно больше времени, причём не только на треке. С полученными знанями надо "переспать", осмыслить их, уложить по полочкам в голове и лишь потом, без лишних эмоций, повторять и закреплять. В ином случае, недалеко до срыва и ухода с трассы.

В этом месте Forester идеально проходит по свесам. Место не подкапывали, так получилось

Может быть, для кого-то все, рассказанное здесь, не станет открытием. А кто-то задумается да рванет куда-нибудь на оффроуд, проверить все возможности своего автомобиля. Интересен тот момент, что практически все, написанное выше, относятся не только к автомобилям Subaru: безопасность зависит только от самих водителей и их взаимопонимания с автомобилем.

А теперь расскажите, в какие страшные места заезжали вы на своих Subaru и не только. Желательно с фото.

Текст и фото: Елена Никитенко

Другие мои материалы о Subaru:
«Кругосветка» по горным озерам Заилийского Алатау: Черный Дракон и Застывшее время
Кругосветка по озерам Заилийского Алатау: Темны воды Кхелед-Зарама

Репортаж с еще одной школы вождения — Renault Winter Driving School:
По льду и снегу Ладоги, или когда кроссоверы экстремалят

Источник: drive2.ru

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.